Органы контроляПодробнее о работе органов контроля читайте в Приложении № 2 «Органы управления и контроля» к настоящему Годовому отчету.
Блок внутреннего аудита
Основные функции:
- внутренний аудит с применением риск-ориентированного подхода и лучших практик;
- независимое содействие в совершенствовании систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления;
- обеспечение качества работы «этической линии».
Основные результаты 2018 года:
- выполнен план работ аудита, получен экономический эффект;
- даны рекомендации по повышению управляемости рисков и предложения по реализации возможности получения дополнительных доходов и экономии расходов;
- начато внедрение разработанной модели непрерывного аудита;
- внедрены ИТ-решения в аудите.
Подразделения управления рисками
Основные функции:
Построение, мониторинг функционирования и поддержание в рабочем состоянии системы управления рисками (СУР).
Основные результаты 2018 года:
- реализованы проекты по автоматизации СУР:
- онлайн-отчеты по рискам для менеджерского состава,
- панель риск-индикаторов бизнес-процессов (пилот);
- по результатам проектов разработки автоматизации СУР инициированы изменения в процессе управления закупками;
- для оценки рисков используется имитационное моделирование;
- процедура моделирования рисков и верификации мер воздействия на риски включена в состав Положения о корпоративной системе управления проектами;
- инициирован проект «Единое окно управления проектами» для получения информации о рисках управления проектами и запуска продукта;
- утверждена Программа управления рисками;
- утвержден План мероприятий по снижению рисков нарушения непрерывности деятельности в условиях санкций.
Департамент защиты активов (Compliance)
Основные функции:
- повышение корпоративной культуры по вопросам антикоррупции, предотвращения хищений, конфликта интересов, соблюдения этических норм;
- анализ и контроль деятельности компании и ДЗО по вопросам защиты активов;
- обеспечение работы «Линии Доверия» и антикоррупционного портала.
Основные результаты 2018 года:
- запущена автоматизированная система по урегулированию конфликтов интересов;
- разработана и реализована комплаенс-программа компании на 2018 год;
- проведено комплаенс-обучение в очном и электронном форматах;
- внедрены антикоррупционные программы в 30 ДЗО.
Специальные должностные лица по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Основные функции:
- защита компании от проникновения в нее преступных доходов;
- минимизация риска отмывания преступных доходов и финансирования терроризма;
- контроль над соблюдением требования по идентификации абонентов;
- выявление и прекращение преступных сомнительных операций.
Основные результаты 2018 года:
- во всех макрорегиональных филиалах назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию внутреннего контроля;
- во всех региональных филиалах образованы рабочие группы под руководством директоров по безопасности;
- назначены сотрудники, ответственные за идентификацию клиентов;
- автоматизирована проверка абонентов на наличие недействительных паспортов и причастность к экстремизму и терроризму;
- оценен риск легализации клиентами доходов, полученных преступным путем;
- проведено обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Служба внутреннего контроля
Основные функции:
- Содействие руководству в построении эффективной системы внутреннего контроля (СВК).
Основные результаты 2018 года:
- Проведен анализ СВК по наиболее значимым процессам и макрорегиональным филиалам компании, на основе которого разработаны рекомендации и проведены мероприятия по повышению эффективности СВК.
Ревизионная комиссия
Основные функции:
- Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью в периоды между заседаниями общих собраний акционеров.
Основные результаты 2018 года:
- Проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности компании за 2018 год, включая годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность.
Внешний аудит
Для независимой оценки достоверности финансовой отчетности компания ежегодно привлекает внешнего аудитора.
В 2018 году по итогам закупочной процедуры ООО «Эрнст энд Янг» было выбрано в качестве аудитора ПАО «Ростелеком» по РСБУ и МСФО на второе полугодие 2018 года и первое полугодие 2019 года, вознаграждение за услуги аудиторского характераПодробная информация о вознаграждении аудитора представлена в Приложении № 2 «Органы управления и контроля» к настоящему Годовому отчету. составит 70,95 млн рублей.
Аудитор подтвердил достоверность финансовой отчетности за 2018 год.
Комплаенс и противодействие коррупции
«Ростелеком» следует принципам честности, открытости и добросовестности. Компания и все ее сотрудники обязаны соблюдать нормы антикоррупционного законодательства и принципы этического ведения бизнеса.
Основные документы, регулирующие антикоррупционные комплаенс-процедуры:
- Антикоррупционная политикаПодробнее об Антикоррупционной политике «Ростелекома» читайте на сайте компании. (разработана в 2014 году, обновлена в 2018 году);
- Этический кодексПодробнее об Этическом кодексе «Ростелекома» читайте на сайте компании.;
- Кодекс корпоративного поведения сотрудников;
- Кодекс деловой этики поставщика;
- Положение по управлению конфликтом интересов;
- Положение о принятии и дарении подарков;
- Положение о порядке оказания пожертвований и благотворительной помощи.
Кроме того, процедуры по обеспечению соблюдения антикоррупционного законодательства закреплены в регламентах бизнес-процессов компании.
Основные направления по противодействию коррупцииПодробнее о других направлениях антикоррупционной деятельности «Ростелекома» читайте в Приложении № 2 «Органы управления и контроля» к настоящему Годовому отчету. в 2018 году:
- обучение сотрудников;
- каналы обратной связи;
- управление конфликтом интересов;
- взаимодействие с дочерними обществами.
Обучение сотрудников
«Ростелеком» регулярно проводит антикоррупционные тренинги для сотрудников. Все новые сотрудники проходят обязательный онлайн-курс по основным принципам Этического кодекса. В январе 2018 года запущена новая версия курса с большим количеством упражнений и релевантных примеров.
Для сотрудников компании на должностях с повышенным коррупционным риском в марте 2018 года был специально разработан углубленный онлайн-курс «Предотвращение и профилактика коррупции». В 2018 году аудиторное комплаенс-обучение прошли 480 сотрудников компании и 420 сотрудников дочерних обществ «Ростелекома».
Каналы обратной связи
В соответствии с новой стратегией освещения антикоррупционной деятельности в диджитал-формате в компании функционирует и постоянно развивается специализированный антикоррупционный портал.
Здесь представлены внутренние документы, регулирующие антикоррупционную деятельность «Ростелекома», предусмотрено прохождение комплаенс-тестов для сотрудников и поставщиков, размещены материалы на тему профилактики и противодействия коррупции, а также указаны все каналы связи для отправки сообщений о коррупционных нарушениях.
Управление конфликтом интересов
В июне 2018 года в «Ростелекоме» запущена автоматизированная система по урегулированию конфликтов интересов. Любой сотрудник компании при возникновении у него конфликта интересов, а также сотрудники, занимающие должности, подверженные повышенному коррупционному риску, на регулярной основе заполняют декларации в электронном виде. Система по заданным критериям автоматически выбирает сотрудников, подлежащих декларированию, и контролирует своевременное заполнение ими деклараций, что позволяет исключить человеческий фактор при обязательном декларировании.
На 2019 год запланирована интеграция системы по урегулированию конфликтов интересов с внутренними и внешними автоматизированными системами, а также расширение функционала системы.
Выстраивание антикоррупционной работы в ДЗО ПАО «Ростелеком»
В 2018 году «Ростелеком» выстраивал антикоррупционные процессы в 30 ДЗО компании, где эффективная доля участия «Ростелекома» составляет более 50 %.