Описание отрасли и конкурентный анализ
На мировом рынке телекоммуникационных услуг, включая Россию, отмечается снижение роли традиционных услуг и стремительный рост популярности экосистемных и платформенных решений. Важнейшую роль в трансформации отрасли играет быстрое развитие технологий и распространение решений в сферах интернета вещей, искусственного интеллекта и использования больших данных.
Меняется и потребительское поведение: наблюдаются стремительное развитие визуальных каналов коммуникаций, расширение использования социальных сетей и повышение значимости персонифицированных решений.
Поскольку рост рынка ИТ-услуг значительно опережает рынок традиционных сервисов, для повышения лояльности клиентов и увеличения продаж компании концентрируются на новых решениях за пределами «базовых продуктов». Важным аспектом развития рынка также становится потребность в инвестициях для реализации масштабных инфраструктурных проектов, на которые будет опираться отрасль при внедрении инновационных технологий.
Рост рынка телекоммуникаций в России за 2018 год составил 3,4 %, что стало лучшим результатом за прошедшие пять лет. Объем рынка достиг 1,7 трлн рублейИсточник: данные «ТМТ Консалтинг», 2019 год.. Рынок телекоммуникаций в России консолидирован четырьмя основными игроками, «Ростелеком» удерживает лидирующие позиции во многих сегментах.
Основным фактором роста рынка стала растущая второй год подряд выручка от мобильной передачи данных. Уверенные результаты отрасли в 2018 году продолжает поддерживать прошлогодняя инициатива операторов по отказу от ценовой конкуренции и увеличению предложения дополнительных услуг. Рынки ШПД и платного ТВ также показали стабильную положительную динамику. Объемы услуг фиксированной телефонной связи и некоторых межоператорских услуг продолжили сокращаться, однако темпы снижения замедлились. Более двух третей рынка, как и в предыдущие годы, формирует клиентский сегмент физических лиц.
Проникновение широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в 2018 году приблизилось к 60 %. Общая абонентская база достигла 34,9 млн за счет подключения нового жилого фонда и малых городов. Рост доходов индустрии от доступа к ШПД в 2018 году составил 3,2 %, выручка операторов достигла 192,3 млрд рублей. Важным фактором роста рынка в 2018 году стало увеличение среднего счета абонента, что подтверждает тренд на рационализацию конкуренции и готовность абонента платить больше за стабильный и высокоскоростной интернет.
Cегмент | 2016 | 2017 | 2018 |
B2C | 38 | 40 | 41 |
B2B | 35 | 35 | 37 |
Источник: «ТМТ Консалтинг».
Рост числа абонентов платного ТВ в 2018 году замедлился, но сегмент продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на 2,6 %, до 43,9 млн абонентов; уровень проникновения услуги превысил 77 %. Выручка по сегменту также увеличилась на 10 %, до 92,6 млрд рублей. Средний счет на абонента составил 177 рублей без НДС, что на 10 рублей больше, чем в 2017 году. Сегмент кабельного телевидения продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке по объему выручки по сравнению с IPTV и спутниковым ТВ, но его доля постепенно снижается.
2016 | 2017 | 2018 | |
Платное ТВ | 31 | 35 | 37 |
Источник: «ТМТ Консалтинг».
Рынок виртуальных мобильных операторов (MVNO) демонстрирует уверенный рост на протяжении последних двух лет и остается одним из перспективных направлений на рынке телекоммуникаций. Согласно исследованию «ТМТ Консалтинг», по итогам 2018 года число абонентов виртуальных мобильных операторов составило 7 млн, что на 18 % больше, чем годом ранее. «Ростелеком» лидирует на рынке MVNO в сегменте B2B с долей рынка 56 %Источник: данные «ТМТ Консалтинг», 2019 год..
Рынок MVNO осваивают компании из смежных отраслей. В 2018 году ПАО «Сбербанк» запустило собственный бренд виртуального мобильного оператора «Сбермобайл». «Сбербанк» стал вторым банком после «Тинькофф банк», представившим рынку виртуального оператора связи в 2017 году.
В 2018 году продолжилось снижение фиксированной телефонной связи на рынке. Проникновение услуги упало на 3 п. п., до 34,5 %, а количество абонентов сократилось на 1,9 млн до 26,3 млнИсточник: данные «ТМТ Консалтинг», 2019 год.. ПАО «Ростелеком» остается лидером рынка фиксированной связи во всех сегментах.
Рынок продолжает показывать стабильно высокие темпы роста. Большую роль в его развитии играют рост предложения онлайн-кинотеатрами эксклюзивного контента, повышение лояльности пользователей к легальным OTT VoD-сервисам, выход на рынок таких крупнейших интернет-компаний, как «Яндекс» и «Рамблер».
По оценкам «ТМТ Консалтинг», объем рынка онлайн-кинотеатров в 2018 году вырос на 48 % и достиг 11,2 млрд рублей. Наиболее высокими темпами росли доходы, полученные по платной модели, – доля выручки по ней выросла до 69 %. По итогам года объем рынка вырос на 75 % и составил 7,85 млрд рублей. Доходы от рекламы принесли 3,52 млрд рублей, увеличившись за год на 10 %.
По прогнозам, к 2023 году объем рынка ОТТ-видеосервисов составит около 36,0 млрд рублей, на доходы от платных сервисов будет приходиться 86 % выручки. Средние темпы роста рынка (GAGR) в ближайшие 5 лет составят 26 %.
В 2018 году российский рынок интернета вещей (IoT) достиг объема около 251,6 млрд рублейИсточник: данные IDC Russia.. Сегмент является одним из быстрорастущих на рынке с прогнозными темпами роста около 18 % в год до 2022 года. В России развитие в области индустриального интернета в основном базируется на интеграции ИТ с основной деятельностью компаний, оптимизации бизнес-процессов и инициативах государства по цифровизации экономики.
Производство и транспорт являются лидирующими отраслями по инвестициям в индустриальный интернет. Основными областями применения технологии на данный момент считаются контроль качества производимой продукции и оптимизация энергопотребления.
Основные тренды развития рынка ЦОД включают наращивание емкости ныне действующих дата-центров и ввод в эксплуатацию новых ЦОД. Помимо этого прогнозируется развитие облачных сервисов. «Ростелеком» занимает первое место в России с 5,9 тыс. стоек в коммерческих дата-центрах, расположенных в 13 городах.
На российский рынок оказывают влияние рост потребности граждан и компаний в хранении и обработке данных, а также работа в рамках государственной программы «Цифровая экономика». К тому же набирает популярность сервисная модель, подразумевающая переход на аутсорсинг собственной ИТ-инфраструктуры.
Среднегодовой прирост рынка коммерческих стоек ЦОД ожидается на уровне не менее 9–10 % в ближайшие три годаИсточник: данные iKS-Consulting, 2019 год.. Таким образом, ожидается, что к 2021 году в России будет эксплуатироваться около 56 тыс. стоек ЦОД.
Уверенный рост рынка информационной безопасности продолжится по мере увеличения объема данных, хранящихся в информационных системах, а также роста передачи данных в проектах «Умный дом», автоматических системах управления техническим процессом и интернете вещей. В период 2018–2022 годов прогнозный CAGR по рынку составит около 9 %Источник: данные IDC, Cnews, Orange Business Services, Gartner, главный портал закупок.. Сейчас основными игроками рынка являются компании-интеграторы, в ближайшие несколько лет им на смену придут поставщики сервисов информационной безопасности.
Эти организации имеют технологические, кадровые и ресурсные возможности для того, чтобы дополнить свое основное предложение сервисами информационной безопасности.
На динамику развития рынка услуг в сфере информационной безопасности оказывают влияние такие факторы, как:
- развитие законодательной базы;
- цифровизация и необходимость защиты бизнеса;
- крупные инциденты (эпидемии WannaCry, NotPetya и BadRabbit), затронувшие многие компании;
- развитие сервисов и услуг ИБ;
- рост уровня доверия к аутсорсингу;
- дефицит специалистов по информационной безопасности.
Доля сегмента сервисов информационной безопасности на рынке информационной безопасности в 2018 году составила менее 1 % (0,64 млрд рублей), в прогнозном периоде она будет увеличиваться и к 2022 году достигнет 10,2 % (14,6 млрд рублей)Источник: данные IDC, Cnews, Orange Business Services, Gartner, главный портал закупок..
Перспективными направлениями развития технологий информационной безопасности являются создание комплексных систем защиты информации, разработка облачных сервисов безопасности, систем поведенческого анализа (User and Entity Behavior Analytics, UEBA) и систем отражения атак, а также развитие биометрической аутентификации и решений в области безопасности интернета вещей.
B2B/G | B2C |
Инсорсеры и выделенные компании государственных корпораций | Интернет-гиганты, имеющие опыт продвижения в данном сегменте и способные предложить сервисы информационной безопасности, дополняющие их основное предложение |
Рынок облачных услуг находится в стадии бурного роста. За 2018 год объем рынка в России вырос на 25 % по сравнению с 2017 годом и составил 68,4 млрд рублей. Ожидаемый прогноз роста облачных услуг в России составляет от 23 до 30 % ежегодно до 2022 года.
Во многом рынок переходит на сервисную модель. Лидерами рынка в России в сегменте IaaS (Infrastructure as a Service) являются компании «Селектел», «ДатаЛайн» и «Ростелеком», которые развивают услугу с помощью собственных ЦОД.
Услуга SaaS (Software as a Service) на данный момент является ведущим сегментом в области облачных сервисов с долей рынка 46 % в 2018 году. Одним из крупнейших сегментов рынка SaaS-сервисов в России являются услуги виртуальной телефонии (ВАТС). Объем российского рынка виртуальных АТС в 2018 году составил 7,9 млрд рублей, увеличившись на 35 % по отношению к 2017 году.
Количество компаний – клиентов услуги ВАТС достигло 267 тыс., увеличившись на 45 % по сравнению с показателями 2017 года. «Ростелеком» лидирует по количеству абонентов виртуальной АТС (ВАТС) в 2018 году с долей рынка 24 %Источник: данные «ТМТ Консалтинг», 2019 год..
Доля платформенных услуг PaaS (Platform as a Service) в 2018 году также выросла и составила более 6 %.
- 15 мая указом Президента Российской Федерации на базе Министерства связи и массовых коммуникаций было создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
- 1 июля и 1 октября поэтапно вступили в силу требования Федерального закона № 374-ФЗ, согласно которому операторы обязаны хранить в течение 6 месяцев голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов и в течение 30 суток – данные интернет-трафика;
- была представлена концепция развития сетей 5G по заказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Концепция включает в себя идею создания единого инфраструктурного оператора с выделением ему всего радиочастотного диапазона. Согласно прогнозам агентства GSMA, Россия может стать одним из пионеров развития стандарта 5G.